- женский сайт, чат для мам, своими руками, женский клуб, дети, воспитание, рецепты, дача, семья, мода, дизайн, шопинг, льготы, женские советы, работа для женщин...

Суббота, 25.11.2017, 08:53

Приветствую Вас Гость | RSS


На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие отвечали им: "Воистину Воскресе".

Мы делаем так потому, что радость Воскресения Христова переполняет нас, а песнопения Пасхальной службы учат, что все люди действительно братья, и от радости мы больше не помним ни врагов своих, ни обидевших нас.

В церкви поют на Пасху: «Сегодня день Воскресения. Про­светимся этим торжеством и друг друга обымем. И скажем друг другу: "Братья", и ненавидящих нас простим всё ради Воскресения Господа, и всем скажем "Христос Воскресе".

Красив и радостен праздничный пасхальный стол. Весело придумывать новые способы украсить его.

Главным украшением стола являются, конечно, куличи и пасхи. Если Вы купили куличи в магазине, не поленитесь украсить их домашней глазурью и обильно посыпать разноцветным сахаром. Тогда даже магазинные куличи будут выглядеть оригинально.

Если Вы сделали творожную пасху в специальной форме, да еще по нашему рецепту - пасха будет главным украшением Вашего стола. Украсьте крест на пасхе разноцветными цукатами, на пасху и куличи поставьте красные свечки, под тарелочки вырежьте бумажные цветные салфетки.

К освящению пасхальных яств в храме приготовьте картонные коробки, украсьте их разноцветными бумажными салфетками. Подберите специальные корзиночки или картонки для того, чтобы положить в них подарки для детей из детского дома. В церкви в Пасхальные дни всегда есть возможность передать подарки детям и бедным. Вам будет очень приятно, если Ваши подарки будут не только вкусными, но и красиво украшенными. На ручку корзинки или коробочки можно прикрепить искусственную бабочку, птичку или цветок. Вы можете сделать их своими руками или купить в цветочном магазине.

К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Постарайтесь каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и маленький куличик. Если Вы заранее приготовите корзиночки с проросшей зеленью и среди зелени разместите яички и кулич на салфетке, радость Ваших близких вознаградит Ваши труды.

Искусство писанки - искусство обрядовое, именно тем оно и прекрасно. Техника росписи куриного яйца с помощью воска и красок чрезвычайно проста. Успех во многом зависит от совершенства инструмента и правильной постановки пишущей руки. Приготовление писанок само по себе уже праздник. Во время росписи яйцо из белого постепенно превращается в черное, но стоит его поднести к огню, как воск на скорлупке начинает таять, обнажая восхитительную игру цвета и линий. Внезапное появление узора из черноты заставляет улыбнуться: чувство восторга при этом так сильно, что, желая испытать его снова и снова, человек невольно принимается за вторую, третью, четвертую писанку...

Орнаменты писанок имеют свою строгую логику. Зная законы письма, понимая содержание традиции, имея перед глазами классические образцы узоров, можно создать свою, неповторимую писанку.

Обрядовое почитание писанки связано с поклонением Ладе - языческой богине любви, красоты, свадебного венца. Это чудесное расписное яйцо изначально создавалось как оберег рода, эмблема сватовства, магический календарь, обеспечивающий связь времен и поколений. С принятием христианской веры богиню Ладу постепенно вытеснил из людской памяти образ Пречистой Девы Марии - Пресвятой Богородицы, заступницы и спасительницы; а писанка стала главным символом Светлого Воскресенья, чудесным пасхальным подношением, наделенным своим прежним глубоким смыслом.

Традиция писанки принадлежит славянам, искусство обрядовой росписи куриного яйца в науке принято считать первобытным, крестьянским, занятием сугубо женским, связанным с магией плодородия... Но мир очарован писанкой и покорен ее красотой. Современная образованная горожанка, не обязательно славянского происхождения, с наслаждением выводит на скорлупке куриного яйца древнейшие узоры и по-детски радуется каждой созданной своими руками писанке. В этой книге - тайны обряда, секреты мастерства и образцы писанок.

В старину считалось, что для приготовления писанок годятся только первородные, непременно оплодотворенные, яйца молоденьких курочек, снесенные в марте, в первое весеннее новолуние. Кроме яиц, нужны были чистый пчелиный воск, непочатая вода, живой огонь, новые кистки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а также зелье для извлечения красок.

Непочатую, "немую" воду полагалось брать до зари, молча, втайне, из семи, а то и девяти источников или там, где три потока сливаются в один; черпать следовало новой посудой, вдоль течения. Удачей было получить воду из мартовского снега.

Красильное зелье раскладывалось по горшочкам, заливалось водой, несколько часов настаивалось, а затем еще на два-три часа помещалось в теплую печь.

Изготовление кисток было делом самой хозяйки дома. Чаще всего кисткой служило птичье перо, соломинка, разломанная надвое, петушиная вильчатая кость. Позже это была трубочка, закрепленная с помощью пакли, ниток или тоненькой проволочки на деревянном держачке - березовом или терновом. К предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой мастерицы, не смел прикасаться.

Приготовление писанок начиналось в основном на четвертой крестопоклонной неделе Великого Поста, в Левую Среду, когда отмыкались все подземные родники и колодцы, рушился лед на реке и просыпалась пчела. Считалось, что вода земная отмыкает воду небесную... В этот день принято было печь специальные хлебные кресты и расписывать писанки для пчелы, узор которых носил названия "Бесконечная", "Кресты", "Цыганская дорога".

Далее приготовление писанок повсеместно продолжалось в Чистый Четверг. В этот же день люди пекли к празднику ритуальные куличи, пасхи, перепечи... В доме пахло свежим хлебом, настоями трав - лугами, лесами, медами, цветущим садом... Мастерица садилась у печи и, макая кистку в растопленный воск, выводила на скорлупке яйца таинственные знаки. Душа ее была полна добрых и светлых чувств, наилучших пожеланий родным и близким - всем тем, кому писанки предназначались.

Крашение расписанных воском яиц начиналось с первым ударом грома или колокола. Окунув яйцо в желтую краску, "яблоньку", приготовленную из коры дикой молодой яблони, женщина шепотом трижды произносила священный заговор-молитву. Яйца, окрашенные в желтый цвет, она снова расписывала воском, защищая таким образом части орнамента, которые должны быть желтыми, затем продолжала крашение, но уже в красной краске, и покрывала воском на сей раз те части узора, что должны быть красными, после чего погружала яйца в краску черного цвета, приготовленную из кваса, коры ольхи и ржавого железа. Черная краска готовилась две недели, а яйца выдерживались в ней четырнадцать часов.

После крашения, растопив воск на яйцах, мастерица бережно вытирала готовые писанки новенькой полотняной салфеткой. Восковое письмо переходило на полотно, и салфетка обретала чудодейственную силу оберега.

Предназначались писанки лишь для дарения. Неряшливо расписанное яйцо божественной силы не имело. Такое подношение считалось оскорблением. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарились писанки и тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых. Для разговения и поминовения усопших, для ритуальных игр в "битка" и "катка" служили крашенки. Крашенка - яйцо вареное, писанка - непременно сырое. Разбитая писанка грозила засухой. Если писанку случалось разбить, то скорлупку следовало тотчас измельчить и закопать в землю или же бросить в воду, не то девушки будут рябыми, некрасивыми, ведьма замкнет росу, коровы потеряют молоко, парни останутся неженатыми, женщины бесплодными, в садах будет один пустоцвет... Неприготовление к встрече Весны писанок, пренебрежение ими вообще сулило конец всему сущему. Конец света ожидался и в случае, если в начале весны не взойдет Месяц.

Яйцо почиталось многими народами мира как источник жизни, как символ перехода из небытия в бытие, как образ Вселенной, небесных светил; оно было олицетворением различного рода благодетельных божеств. Древнегреческий мыслитель Плутарх считал яйцо символом Творца вседействующего, вездесущего и все в себе вмещающего.

В славянской традиции яйцо - источник и жизни и смерти в зависимости от воли и фазы Луны, владычицы вод, в чьей власти и жизнь, и смерть, и рождение. Согласно народным поверьям в яйцо в зависимости от времени, когда оно было снесено, можно было скатать и раскатать все что угодно и посредством того же яйца передать кому угодно. Болезни, порчу, богатство, молитву, заклинание можно было передать и дьяволу, и Всевышнему, и соседу...

Куры, в особенности петух, символизировали плодородие и тоже состояли в зависимости от Луны. Молодым в опочивальню подавали жареную курицу или петуха или же яичницу из одного яйца.

Весна - юность природы, пора расцвета ее творческих сил, время свадеб. Согласно народным поверьям, если свадьбу справлять, когда на небе нет Месяца, то молодая семья не будет иметь детей. Первое весеннее новомесячье считалось лучшим временем для любовной магии и назначения срока свадьбы. Яйцо, которое молоденькая курочка снесла в мартовское новолуние, обладало особой силой плодородия и совершенством. Но беда заключалась в том, что оно было особенно сильно подвержено воздействию чар, как добрых, так и злых, и потому нуждалось в защите. Каждая хозяйка дома, отговев, колдовала над этим яйцом в тайне от чужих глаз, опоясывая его поясками, перекрещивая, рисуя на нем знаки небесных светил или колючих растений-оберегов. К оберегам относились также цвет, имя, сакральные орудия труда, знаки земли, зерна, воды, огня, воздуха... Магические знаки-обереги долгое время наносились на яйца произвольно. Затем появился волшебный календарь "колодка". Колодка - это в переводе с украинского языка ключ и замок. Замкнутый замок тоже был оберегом. Пояски и знаки теперь размещались на яйце в строгом порядке, так что мастерица уже знала, с какого узора ей начинать приготовление писанок и каким завершать, замыкать письмо.

В Светлое Воскресенье, на заре, девушка, что на выданье, с писанкой в руке отправлялись в сад, к яблоньке, встречать утреннюю зарю. Она просила у зари красоты и здоровья, а затем, завернув писанку, предназначенную любимому, в платок, специально к этому случаю вышитый, дарила ему в знак любви и согласия стать супругой. В Болгарии такие писанки назывались "годенишками" или "сгоденишками". В Чехии парни, требуя писанку, в шутку хлестали девчат помлазкой, украшенными вербными прутьями. Обряд назывался омладнение.

Девушка легкого поведения не имела права на дарение расписного яйца. Парень, который не умел за девушкой красиво ухаживать, не мог надеяться на то, что он получит писанку. Писанкой платили за качели. В Светлый Понедельник совершался обряд обливания девушек водой. За обливание парню тоже причиталась писанка. В Белорусии Светлый Понедельник назывался волочебным. Волочиться - значит ухаживать. "Ухажеры" ходили по домам, где есть взрослые девушки и пели волочебные песни. И волочебнику причиталась писанка...

На пасхальном столе писанкам отводилось место вокруг кулича. Крашенки выкладывались на проросший овес, а обычные, неокрашенные куриные яйца зарывались в зерно, предназначенное для посевов.

В старину на Буковине в пасхальную корзину складывали вареные куриные яйца, очищенные от скорлупы, крашенки, которые здесь называют и поныне галунками, писанки, а также выпеченные из самой лучшей муки "бабу" (кулич), крест, паску, перепечь, затем сыр, колечко колбасы, мак, соль, кусочек сала или сливочного масла, чеснок и хрен, свечку, салфетку, которой вытирали воск с писанок, а под всем этим помещался серп, символ молодого весеннего месяца.

На двадцать пятый день после Светлого Воскресенья - на Преполовение - в Правую Среду обычно шел дождь, а если не было дождя, то совершался обряд обливания девушек водой и писанки пускались на воду: по реке плыли тысячи дивных корабликов. Люди верили, что "сквозь туманы" яйцо поплывет на тот свет, а там, в раю, чистая душа обрадуется писанке и весне на земле и отпразднует свой рахманский Великдень. Доплывали писанки до Рахманов на Десятую Пятницу. Великий День на небесах наступал тогда, когда на земле была уже Великая Ночь - зима: земля, укрывшись пушистой снежной периной, спала до первого грома и воды были скованы льдами...

Люди забыли древний календарь и праздновали Рахманский Великдень - кто на проводы, кто на третий день Святой Пасхи или же на Преполовение. В Червоной Руси, на Западной Украине, помнили, что этот праздник должен приходиться на Десятую или Девятую Пятницу. В этой связи интересен день Космы и Дамиана, который христианской церковью отмечается 1 ноября. Народ признавал этих двух святых за единое божество и верил, что в этот день чудесный небесный кузнец кует свадебные кольца. Праздник назывался "кузьминками", "курьими именинами". Ритуальной едой, как и на свадьбе, были блюда, приготовленные из кур, главным образом холодец. Люди в этот день одаривали друг друга петухами, а также жертвовали петуха воде...

В краинской легенде о сотворении мира Бог, сжалившись над землей, которая вначале была пуста, посылает туда чудесного Петуха. Петух сел над бездной и снес яйцо, из которого проистекли семь рек. Они оплодотворили и напоили землю, и она расцвела, зазеленела, принесла плоды. Петух каждое утро будил людей, напоминая им, когда нужно праздновать, когда трудиться. Надоела людям беспокойная Птица, они прогнали ее, а чудесное Яйцо разбили. Тотчас хлынули воды из Яйца и наступил конец Света.

Старинные апокрифы говорят о колоссальном Петухе, пение которого предвосхищает восход солнца: "Солнце течет на воздухе в день, а в нощи по окияну низко летит не омочась, а токмо трижды омывается в окияне. Глаголет писание: есть Кур, ему же глава до небеси, а море до колена; егда же солнце омывается в кiяне, тогда же акiян всколебается и начнут волны Кура бити по перью, он же очютив волны и речет: кокореку! протолкуется: светодавче Господи! дай же свет мирови. Егда же то воспоет, тогда все куры воспоют в один час по вселенной".

По народным поверьям нечистая сила боится голоса Петуха. Только домовому пение петухов нипочем. Петух отождествлялся с домовым - сторожем дома, духом предка, рода. Есть основание предположить, что и Рода небесного. Согласно преданиям из яйца Петуха, прожившего на земле нечетное количество лет - три года, пять, семь или же девять - рождается огненный змей Рах. Для этого яйцо нужно греть под мышкой, сидя девять дней и ночей на печи. Своему хозяину Рах приносил богатство, даровал красоту и здоровье, но взамен требовал, чтобы его кормили медовыми пирогами из самой лучшей муки, смолотой из зерна, выращенного собственными руками, а также сыром и молоком, курами и яйцами. Прокормить Змия было непросто, приходилось от зари до зари трудиться: возделывать землю, держать в хозяйстве коров, кур, пасеку. Пчела опять же требовала сада... А не покорми Змия, все дары его тотчас превратятся в прах.

Петуха приносили в жертву при закладке нового дома, его первым вносили в дом, справляя новоселье... Поладить с неуживчивым домовым можно было с помощью Красного яйца.

Для этого хозяин дома должен был выйти на двор глубокой ночью, стать лицом к месяцу и произнести: "Хозяин! Стань передо мной, как лист перед травой - ни черен, ни зелен, но таков, каков я. Я принес тебе Красное яичко! Домовой являлся в человеческом образе и, получив, красное яйцо, делался спокойным." (А. Афанасьев) Петух в воображении народа связывался с представлением о порядке, защите, со счетом времени, грозами, свадьбами, урожаем. Он посвящался Ладе - Утренней Заре. В миросозерцании древних славян Вселенная уподоблялась чудесному терему о трех окошках: в одном Светел Месяц - хозяин дома, в другом Солнце Красное - жена его, в третьем - часты звездочки - дети. Свадьба Солнца и Месяца совершалась весной, и если молодые не ладили, случались землетрясения и другие стихийные бедствия.

Разгул стихии приписывался также вредоносным покойникам. Больше всего люди боялись остаться без пары, потомства и своего угла. После смерти душа обездоленного скиталась голодная и неприкаянная... Женщина, чей сын умер молодым и неженатым, в Светлое Воскресенье оставляла на его могиле писанку, чтобы он на том свете нашел себе пару.

Глава семейства по той же причине раздавал писанки за русалок. Но это не было поминовением. Писанка призвана была помочь всякой душе обрести свою половину. Семья представлялась в образе яйца, одной половинкой которого является муж, другой - жена. Верхняя зауженная часть яйца называлась в народе солнцем, а нижняя, широкая - луной.

Луночка - воздушная камера, которая есть под скорлупкой и хорошо видна на вареном яйце, в полнолуние глубока и находится напротив "солнца", на самой середине "луны яйца". В первое весеннее новолуние, как считают болгары, она на экваторе яйца и так мала, что едва заметна. Тогда солнце и месяц слиты воедино и яичко полно, кругло и гладко - верх и низ его одинаково закруглены, не найти ни конца ни начала... Это и есть Пасхальное, Великоденское Яйцо.

По народным поверьям, в яйцо проникала нечистая сила и замыкалась в нем. Яйца, использованные для снятия сглазу и порчи, принято было оставлять на перекрестках. Люди боялись таких яиц. Следовательно, первородное яйцо, из которого мир создавался заново, требовало защиты, освящения, и потому приготовление писанок считалось обязанностью каждой хозяйки дома. Защищая знаками-оберегами яйцо, она тем самым защищала свой дом, своих детей, обеспечивала воскресение природы, счастливое замужество дочерей. Мысли и чувства мастерицы проникали в яйцо, она запечатывала их воском, изображениями Берегини, Божей руки... Защищая молодую пару, идущую к венцу, чародей произносил заклинание: "Обволокусь оболоками, опояшусь утренней зарей, огорожусь месяцем, покроюсь солнцем, обтычусь частыми звездами." Такова писанка... Зарей опоясанная, она становилась олицетворением красоты и гармонии, незыблемого закона мироздания. Моравские девушки дарили своим суженым писанки в платках, вышитых наподобе списа. Впоследствии на этих вышивках появилось "писаночное слово". Все то, что было вложено сердцем в яйцо, выплеснулось на полотно. На одном из таких платков было вышито: "Яичко мало, да велика ласка ..."

На Руси, защищая новобрачных от злого колдовства, приглашенный на свадьбу чародей произносил такое заклинание: "Обволокусь оболоками, опояшусь утренней зарей, огорожусь месяцем, обтычусь частыми звездами, покроюсь солнцем".

Писанка - яйцо зачарованное: оно, как в том заклинании, зарей опоясано, солнцем покрыто.

В узоры писанок вплетались пасхальные стишки, которые в народе назывались "писанным словом". Грамотные мастерицы выводили на яйце между "частыми зездами": "Твое сердечко и мое сердечко - есть одно сердечко", "Два сердца - один дух", "Кого люблю, того дарю", "Нет розы без шипов, нет любви без боли", "Яичко мало, да велика ласка".

женский сайт "просто мама", семейный клуб, женские увлечения, интересные рубрики для женщин, льготы для мам и детей