- женский сайт, чат для мам, своими руками, женский клуб, дети, воспитание, рецепты, дача, семья, мода, дизайн, шопинг, льготы, женские советы, работа для женщин...

Среда, 24.05.2017, 14:44

Приветствую Вас Гость | RSS

«Крутицами» в древности назывались все возвышенности, лежащие на левом берегу Москвы реки, начиная от реки Яузы вплоть до урочища Симоново. Название этой местности происходило, вероятнее всего, от крутого берега, который имеет здесь река Москва.

В далеком прошлом в народе ходило «Сказание о зачатии царствующего града Москвы и Крутицкой епископии», где говорилось о местности Крутицы, на которой Святой благоверный князь Даниил Московский решил поставить свой двор, но отшельник, живший там, отговорил князя от этого, предсказав, что на Крутицах будут храм и монастырь. Предсказание сбылось.
В 1272 г. на Крутицах были построены и освящены храм святых Апостолов Петра и Павла и при нем монастырь, известный как Крутицкое подворье Сарайской и Подонской епархии.

Знаменитый русский историк Н.М. Карамзин в своей «Истории Государства Российского» так передает это предание по тексту рукописи XIII века: «В лето 6714 (1206) (...) поеха Князь Великий Данило изыскивати места, где ему создати град престольный к Великому Княженью своему, и взя с собою некоего Гречина, именем Василия, мудра зело, и ведающа, чему и впредь быти; и въехав с ним во остров темен, непроходим зело, в нем же бе болото велико и топко, и посреде того острова узре Князь Великий Данило зверя превелика треглава и красна зело... и сказа ему Василий Гречин: Великий княже! на сем месте созиждется град велик, и распространится царствие треугольное, и в нем умножатся различных Орд люди... (...) И после того князь Великий Данило Иванович (?) с тем же Гречином, спустя 4 дни, наехал горы, а в горах хижину, и в той хижине человек Римлянин, имя ему Подон, исполнен Св. Духа, и рече: возлюби, Князь Великий, место сие; и на том месте восхоте Князь Данило дом себе устроити. Той же Подон рече: Княже! зде созиждут храм Божий и пребудут Архиереи. (...) прииде из Грек Епископ Варлаам к Князю Даниилу, и многия мощи с собою принесе: и Князь Данило повеле ему освятити храм на горах Подонских, и даему область Крутицкую, и нарекоша его Владыкою Сарским и Подонским: тако нарекоша Крутицы».
В тяжкое время татаро-монгольского нашествия значительная часть русского населения оказалась захваченной в плен завоевателями. Для церковного окормления уведенных в полон русских жителей святой благоверный князь Александр Невский исходатайствовал у хана разрешение на учреждение особой епархии на территории Золотой Орды. Монголы не препятствовали осуществлению этих планов, так как, по-видимому, им было не чуждо почтительное отношение к христианской вере.
В 1261 г. в столице Орды городе Сарае, с разрешения ее правителя, была учреждена православная епархия.
Еще св. благоверный князь Даниил Московский, осознавая духовное и, вместе с тем, государственное значение Сарайской и Подонской епархии, подарил ее епископам место на крутом берегу Москвы-реки, повелев епископу Варлааму устроить здесь храм во имя святых Апостолов Петра и Павла, освящение которого было совершено в 1272 г. Последующие русские князья также не забывали Крутицкое подворье своими милостями. Получивший в 1354 г. ярлык на великое княжение Иоанн Иоаннович (Красный) в своей духовной грамоте завещал значительный вклад «к Святой Богородице на Крутицах, себе в память» (1356 г.). Святой благоверный князь Димитрий Донской повторил подобное распоряжение в своей духовной грамоте 1371 г. Существует предположение о том, что Великий князь Иван II являлся даже ктитором подворья и основателем Успенского храма. Из его завещания видно, что он обеспечивал денежными взносами только три церкви, причем Успенский храм на Крутицах именуется в их числе первым.
Важное значение для процветания Крутицкого подворья играло его месторасположение: близость водной (река Москва) и сухопутной (Николо-Угрешская дорога) магистралей. Вдоль восточной части ограды проходила известная с XII века Коломенская дорога. Направляясь в Орду, Московские князья часто ездили по Николо-Угрешской дороге. Играли свою роль близко расположенные Симонов и Новоспасский монастыри, привлекавшие многочисленных паломников. В свою очередь, развитие Сарайской епархии также способствовало процветанию московского подворья их архиереев.
К середине XV столетия могущество Золотой Орды значительно ослабело. Среди ее правителей стали возникать многочисленные смуты, территория дробилась, а количество русских невольников стремительно сокращалось.

В 1454 г. епископ Сарский и Подонский Вассиан (1454–1456 гг.) перенес свою кафедру из Сарая на Крутицкое подворье, бывшее до того лишь временным архиерейским пристанищем на период оставления ими пределов своей епархии. Преосвященный Вассиан стал первым иерархом, получившим титул епископа Крутицкого.
Уже вскоре после переноса резиденции на Крутицы, из-за отдаленности местопребывания правящего архиерея, управление делами Сарайской епархии стало весьма затруднительным, и ее территория была разделена между епархиями соседними. Не позже 1492 г. образовалась самостоятельная Крутицкая епархия с сохранением (из уважения к древности) архиерейского титула «Сарский и Подонский». Эти названия (по существовавшим в некоторых монастырях обычаям) были перенесены в топографию Крутицкого урочища (река Сара, ручей Подон). И до сего дня о них напоминает нынешнее название Саринского проезда.
После перенесения центра епархии в Москву Крутицкие епископы становятся ближайшими помощниками митрополита. Эти права закреплены за ними решениями Московских Соборов 1551 и 1581 гг. С учреждением патриаршества в России еп. Сарский и Подонский Геласий был удостоен сана митрополита. Это определение было вынесено Московским Собором 1589 года: «быть митрополиту между прочими и близ царствующего града на Крутицах». В 1591 г. митрополит Геласий участвовал в разбирательстве дела об убиении св. царевича Димитрия и отпевал его. После своей смерти, последовавшей в 1602 году, митрополит Геласий был погребен на Крутицком подворье «в крипте» под нынешней Воскресенской церковью.
Грозные события смутного времени в XVII в. нашли свое отражение в истории Крутицкого подворья. В марте 1611 г. первое народное ополчение, возглавляемое Д. Пожарским, Д. Трубецким, П. Ляпуновым проходило мимо Крутиц по Боровской дороге из земель Рязанских. В июле 1612 г. второе ополчение Д. Пожарского и К. Минина также проходило неподалеку от Крутиц. В Успенском Соборе подворья ополченцы клялись крестным целованием освободить Москву от иноземных захватчиков или положить свои головы. Главная святыня земли Русской — Успенский Собор Московского Кремля находился тогда в руках поляков. По существу Успенский собор Крутицкого подворья в эти трудные для Отечества годы приобрел значение главного (кафедрального) собора России.

На территории Кремля, очевидно, в XVI столетии, возникло еще одно подворье Крутицких митрополитов. На плане «Кремлеграда» оно видится весьма обширным и хорошо застроенным. Располагалось оно вблизи Спасских ворот, напротив Чудова монастыря. Очевидно, что застройка этого подворья требовала значительных средств, выделяемых из епархиальной казны Крутицкой епархии. Между тем штат Крутицкого подворья тогда был небольшим. По сохранившимся данным за 1625–1677 гг., здесь было 10–12 монахов, включая епископа. Примечательно, что с 12-ти летнего возраста в течение 30 лет на подворье подвизался святитель Феодор — племянник и ученик преподобного Сергия Радонежского, архимандрит и устроитель Симонова монастыря. Через него и через св. благоверного князя Димитрия Донского Крутицкое подворье оказалось связанным тесными духовными нитями с Симоновской обителью и с храмом Рождества Богородицы в Старом Симонове.

В XVII веке во владениях Крутицких митрополитов находились значительные территории, в том числе в Москве слобода Дубровка, слобода Арбатец, Крутицкая слобода и село Кожухово. В 1632 г. в слободе «Арбатец за Крутицким подворьем» состояло 20 дворов. Управление Крутицкой епархией сосредотачивалось в приказных палатах. В перестроенном виде они дошли до наших дней.
Расцвет Крутицкого подворья связан с именем митрополита Павла II (1664–1676 гг.), образованнейшего человека своего времени, покровителя наук и художеств. Кирион Истомин, современник митр. Павла II, писал о нем так: «Промыслом своим дом Пречистыя Богородицы Крутицкие устрои и обогати якоже тому убогшу всех архиерейских домов прежде бывшу ныне преобильным, домовым архиерейским равну содеятися и ина превосходи».

Владыка Павел прилагал много усилий для искоренения раскола, пытаясь уговорить на смирение известных расколоучителей того времени — протопопа Аввакума и диакона Феодора. Вместе с тем он уделял немало внимания образованию духовенства, основал замечательную библиотеку Крутицкого подворья. В 1665–1689 гг., одновременно с возведением нового Успенского Собора, древний Успенский Храм был перестроен в большую крестовую палату. Бывший придел во имя св. Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца был превращен в домовую церковь.

Обширное строительство и благоустроение Крутиц при митрополите Павле II превратило этот уголок Москвы, по словам современников, в «некий рай». В восточной части подворья был устроен великолепный сад — один из первых декоративных садов Москвы, в котором причудливые растения дополнялись «водометами» (фонтанами), воду для которых давали родники. К саду примыкал небольшой огород.

В разные годы Крутицкое подворье являлось одним из центров духовного просвещения. Так, например, во второй половине XVII века подворье оказалось местом, где проводились работы по переводу книг Священного Писания с греческого на русский язык.

В 1739 г. стараниями архиепископа Сарского и Подонского Леонида (1743 г.) в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре была учреждена духовная семинария. В 1744 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны она была переведена на Крутицы, где помещалась в специально устроенных деревянных домах. В 1751 г. это учебное заведение вновь перевели, на сей раз в Покровский «на убогих домах» монастырь в Москве. Эти традиции духовного просвещения находят продолжение в наше время, после возрождения духовной жизни на Крутицком подворье.

Однако благополучие Крутицкого подворья, достигшее значительных размеров при митрополите Павле, было непостоянным. По временам из-за недосмотра некоторых архиереев или по вине различных бедствий (пожаров или военных конфликтов) Крутицкий архиерейский дом доходил до крайней бедности и даже разорения. В 1612 г. во время польского нашествия Крутицы были разграблены так, что князь Пожарский писал, что церковь Пречистыя Богородицы на Крутицах «в последнем оскудении и разорении».
В 1737 г. бушевавший в столице Троицкий пожар не пощадил Крутицы. По некоторым данным, в его огне сильно пострадал соборный Успенский храм, Крутицкий теремок и некоторые другие строения. Из-за повреждений теремка черепичная крыша его была заменена на железную, пострадавшие лики святых были забелены известкой, а один из проездов в святых вратах заложен. В таком обезображенном виде терем находился вплоть до реставрации в 1868 г., когда городская управа распорядилась придать ему первоначальный вид.
Надо сказать, что начало каменного строительства на Крутицах потребовалось, очевидно, еще со времени перевода сюда из Орды центра Сарской и Подонской епархии. Владимирский летописец сообщает: «Того же лета (1516 г.) заложил церковь каменну Успения Святой Богородицы на Крутицах владыка Крутицкий Досифей». Каким был этот первоначальный собор, сегодня точно сказать затруднительно. Предполагают, что по своей архитектуре он напоминал современные ему храмы, принадлежавшие к распространенному типу московского зодчества конца XV — начала XVI столетий.
Нынешнее «новое» здание Успенского собора имеет два этажа. Нижний ярус с теплым храмом св. Апостолов Петра и Павла сооружен в 1667–1689 гг. и освящен 29 июня 1699 г. По некоторым сведениям, освящение совершил Патриарх Иоаким. Строительные работы велись при митрополите Варсонофии (Черткове), погребенном в южной части нижней церкви. Верхний (летний) храм с главным Успенским престолом сооружен в 1700 г. Придел преподобного Сергия игумена Радонежского устроен в 1895 г.
Успенский собор имеет высоту от земли до подкрестного яблока 29 метров и завершен традиционным пятиглавием, символизирующим образ Господа нашего Иисуса Христа в окружении четырех евангелистов. Выстроен он из красного кирпича и являет собой самое большое сооружение Крутицкого ансамбля. Ко входу в притвор ведет крытая лестница на столбах. Интересная особенность храма в том, что луковичные главки также выложены из кирпича. С правой стороны от входа в Петропавловскую нижнюю церковь к храму примыкает шатровая колокольня «о шести пролетах». Еще в конце XIX века здесь имелись мощные колокола, один из которых, малый, был отлит в 1730 году.

В 1693–1694 гг. сооружены Крутицкий теремок и крытые переходы, ведущие от митрополичьих покоев в главный Успенский собор. По преданию, из окон этого теремка Крутицкие архиереи благословляли собравшийся на площади народ, любовались видом Москвы, а также разделяли милостыню нищим. Теремок и Святые ворота облицованы с внешней стороны многоцветными поливными изразцами. При сооружении теремка израсходовано примерно 1500–2000 изразцов, изготовителем которых предположительно был мастер Степан Иванов. Святые ворота были украшены фресковыми изображениями Успения Пресвятой Богородицы, Спасителя и некоторых святых. Строительные работы велись под наблюдением выдающегося русского зодчего XVII века Осипа Старцева и каменных дел мастера Лариона Ковалева.
Митрополичья палата (дворец Крутицких митрополитов) — двухэтажное кирпичное здание размером 27,25 на 12,35 м. — сооружена в 1655 г. Толщина стен первого этажа доходит до 120 см., на втором этаже — до 115 см. К южному фасаду здания примыкает изящное крыльцо, реставрированное в XX веке. На первом этаже, очевидно, располагались хозяйственные и иные служебные помещения, на втором — парадные и жилые.
Нынешнее здание Воскресенской церкви состоит из подвала с захоронениями Крутицких митрополитов, подклета и верхнего яруса, датируемого серединой XVIII века. Северный придел свт. Николая устроен в 1516 году.
В склепах под приделом свт. Николая погребены: «по правую сторону от востока» — еп. Евфимий (1499 г.), «с правой стороны от запада» — еп. Симеон (1583 г.), «с левой стороны от востока» — еп. Досифей (1544 г.). Здесь же могилы митр. Геласия (1602 г.), еп. Иллариона (1754 г.) и некоего Феодора.
В 1719 г. Крутицкий ансамбль дополнен набережными палатами. В 1722 г. подворье имело большой штат священно- и церковнослужителей. При Успенском соборе состояли: «1 протопоп, 2 ключаря, 5 попов, 4 диакона, 1 протодиакон, 8 иподиаконов, 2 псаломщика и пономаря, певчих больших 10 человек, малых певчих альтистых и дискантистых 8 человек, исполатчиков, посошников, кафедрщиков, орлейщиков 20 человек, сторожей — 8 человек». С 1711 г. Крутицкие архиереи вновь именовались епископами и только Игнатий Смола (1719–1722 гг.) удостоился митрополичьего клобука.

С упразднением патриаршества упразднилось и право Сарских и Подонских архиереев именоваться митрополитами. Еще в 1764 г. титул Сарский и Подонский был упразднен. В 1785 году, после перевода Крутицкого епископа Амвросия (Подобедова) в Казань, Крутицкая кафедра перешла в ведение Синодальной конторы, и вплоть до самой революции 1917 г. епископов с титулом «Крутицкий» не существовало. Вместе с упразднением епархии была упразднена и Крестовая церковь митрополитов. Часть сооружений подворья была передана военному ведомству. В 1788 г. большая часть имущества Крутицкой кафедры была передана в Московскую епархию.
Согласно указа 1788 г. велено было «архиерейскую ризницу, домашнюю утварь, экипажи и прочее, кроме лошадей и скота, отдать в Чудов монастырь, архиерейское подворье упразднить». Крутицкому Успенскому собору положено было быть приходской церковью при оставлении из соборных служителей лишь одного священника. Архивные дела сданы в Московскую консисторию. Некоторое время Успенский собор был приписан к Даниловскому монастырю.
6 мая 1788 г. последовал указ о разделении епархий. Церкви Крутицкой епархии были перераспределены между Московской, Орловской, Калужской и Смоленской епархиями. 17 мая 1788 г. было повелено Крутицкой епархии «не быть». Епархиальный архив был перемещен в Московский Чудов монастырь.
Здания Крутицкого подворья (за исключением Успенского собора) были переданы в распоряжение коллегии экономии, которая, в свою очередь, передала их военному ведомству. Отныне долгие годы на Крутицах размещались различные воинские подразделения. Здесь же находилось и управление Московского воинского начальника.
Посетивший в XIX веке Воскресенскую церковь архиепископ Московский Августин (Виноградов) (1766–1819 гг.) отмечал, что внутри она «благолепием, свойственным храму Божию, и стенным писанием расписана». В 1812 г. церковь выгорела, но росписи остались. Спустя четыре года главнокомандующий г. Москвы Тормасов распорядился церковь эту разобрать, священные стенные изображения смыть, намереваясь сделать здесь жилые помещения, а по некоторым сведениям, даже конюшни. Однако архиепископ Августин ходатайствовал перед обер-прокурором князем А.Н. Голицыным о сохранении храма. Голицын доложил об обстоятельствах дела императору Александру I, в результате чего последовало распоряжение о прекращении разборки храма. В ходе начатого разрушения были открыты склеп с гробом епископа Крутицкого Иллариона и надписи над гробом епископов Евфимия, Симеона, Досифея и митрополита Геласия. Повелено было на месте погребения установить новые надгробные плиты.
В 1838 г. Крутицы посетил наследник престола, будущий император Александр II, выразивший желание видеть Воскресенскую церковь восстановленной.
Во время Отечественной войны 1812 года Крутицы, как и значительная часть Москвы, сильно пострадали от пожара. Значительно пострадал верхний Успенский храм: выгорела крыша, иконостас был полностью уничтожен. В течение пяти лет храм оставался без покрытия, и только в 1817 г. над ним была устроена деревянная крыша. Досталось и храму Петра и Павла. Он был осквернен неприятелем-французом так, что потребовалось новое освящение, совершенное 13 января 1813 года. Еще через десять лет, 17 мая 1823 г. возобновили и освятили верхнюю Успенскую церковь. Ее старая стенная живопись бесследно исчезла, хотя даже в позднейшем ее иконостасе помещались некоторые иконы, оставшиеся от XVIII века (Образ Божией Матери Неопалимая Купина, икона Св. Петра и Павла, икона двунадесятых праздников). В иконостасе нижней церкви сохранялась икона св. Николая, сильно записанная, но, по преданию, перенесенная сюда еще в XVIII столетии из Никольского придела Воскресенского храма.
В 1833–1868 гг. производилась дальнейшая частичная реставрация Подворья. В 1839 г. по проекту архитектора Е.Д. Тюрина предполагалось осуществить реставрацию древней Воскресенской церкви. В 1840 г. с аналогичным проектом выступил архитектор Константин Тон (строитель Храма Христа Спасителя в Москве и близлежащих колоколен Симонова монастыря и храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове).
В 1840 и 1899 гг. храм был частично перестроен. В 1899 было осуществлено также обновление Успенской церкви. На рубеже XIX и XX вв. вновь расписан нижний Петропавловский храм.
И все же к началу XX столетия состояние памятников Подворья оставалось плачевным. Несмотря на тревогу церковной общественности, вплоть до революции 1917 г. положение исправить не удалось.
Революционные события октября 1917 года и последовавшие за ними годы гражданской войны, голода и разрухи, конечно же, не способствовали сохранению памятников Крутицкого подворья. Более того, политика безбожной власти была направлена на планомерное искоренение религии, и в рамках этого антицерковного курса многие «культовые сооружения» были заброшены и даже разрушены.
После прекращения богослужений в храме Крутицкого подворья (не ранее 1924 г.) церковная утварь была разграблена, священные изображения на стенах со временем замазаны, надгробия в Храме Воскресения частично разбиты. Во второй половине 1920-х годов Успенский собор был передан под общежитие Московскому военному округу.
В 1936–1938 гг. Воскресенский храм был перестроен под жилой корпус по проекту «архитектора» Батагова. На месте древнего кладбища было устроено футбольное поле. В деревянных домах причта появились новые хозяева.
На сохранившихся фотографиях 1940-х гг. Крутицкое подворье выглядит крайне запущенным. Успенский собор лишен крестов на главах, иконописные изображения на стенах сильно повреждены, штукатурка местами совершенно осыпалась. Переходы, соединяющие дворец митрополитов с Успенским собором, подпираются деревянными стропилами, очевидно, ввиду опасности обрушения стен. Во дворе самого дворца развешено белье, что говорит о существовании на подворье жилого фонда. Страшное зрелище представляет храм Воскресения, обезображенный до неузнаваемости и перестроенный под жилой дом.
В 1947 г. по постановлению Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР было начато составление проекта реставрации Крутицкого дворца. Эту реставрационную работу возглавил выдающийся деятель русской культуры Петр Дмитриевич Барановский.
Однако, несмотря на реставрацию, церковная жизнь Крутиц замерла. Так продолжалось десятилетия, один за другим сменялись «арендаторы». В 1964 г. Успенский собор передан Обществу охраны памятников, в 1968-м здесь разместился филателистический отдел Главкниги. Храм Петра и Павла некоторое время использовался как клуб.
В 1966 г. Крутицкий дворец был признан объектом, подлежащим музейному использованию. В 1980-х годах в соборе находились экспериментальные специальные научно-реставрационные производственные мастерские Общества охраны памятников (ВООПИиК). Начавшаяся на заре 1980-х гг. реконструкция главного здания Государственного Исторического музея (ГИМ) на Красной площади определила новых хозяев Крутиц. 26 июля 1982 г., по решению Московского городского совета народных депутатов, территория подворья была передана в аренду ГИМу.
В верхнем и нижнем храмах разместился склад экспонатов. Некоторые помещения митрополичьих покоев предназначались для организации выставок.
При всем том значительная часть подворья использовалась военным ведомством. Вплоть до начала 1996 г. здесь находилась Московская гарнизонная гауптвахта. Доподлинно известно, что после смерти Сталина в 1953 г. в течение суток в Крутицких казематах содержался под стражей его подручный Л.П. Берия.
В 1971 г. начата реставрация подклета и подвала Воскресенской церкви. Работы затянулись на долгие годы. К началу 1980-х гг. были восстановлены абсида храма, частично вычинен нижний ярус. Однако к этому времени оставалось неясным, в каком именно виде следует возрождать архиерейский дворец с церковью. К сожалению, реставраторы отказались от осуществления проекта реставрации Н.Д. Струкова, составленного еще в 1904 году.
С 1991 г. значительная часть помещений подворья постепенно возвращается Русской Православной Церкви. По решению церковных властей храмы и иные сооружения подворья были переданы в распоряжение Всецерковного Православного молодежного движения (ВПМД). Работу по восстановлению исторического убранства подворья и возрождению духовной жизни возглавил избранный на I съезде православной молодежи Председателем ВПМД Преосвященный епископ Костромской и Галичский Александр (Могилев).
По благословению патриарха Алексия подворью был придан статус патриаршего. Это означало, что община прихода не имела Приходского Собрания и Совета и управление текущей церковной жизнью осуществлял настоятель подворья, завхоз и небольшое число членов ревизионной комиссии. Первым настоятелем подворья был назначен переведенный на Крутицы 15 марта 1992 г. протоиерей Валентин Чаплин. Под его духовным руководством на Крутицах постепенно стала возрождаться духовная жизнь. Вторым священником подворья и ответственным секретарем ВПМД являлся о. Сергий Безчасный.
Территория подворья была сильно запущена, повсюду (за исключением центральной площади) росли огромные сорняки — репейник, крапива и бурьян. На месте бывшего кладбища была устроена свалка строительного мусора, для вывоза которого потребовалось 98 крупногабаритных грузовых автомобиля.
Возрождение духовной жизни древнего подворья началось с апреля 1992 г. Незадолго до праздника Св. Пасхи — 29 апреля 1992 г. — в храме было совершено первое после перерыва в несколько столетий богослужение. Начались интенсивные строительные работы. Ко времени открытия храма реставрация в нем далеко не закончились. Храм не имел крыши и купола, подняться на второй этаж можно было только при помощи специального строительного лифта. Внутри храма сохранялась большая сырость, не было пола, в помещении ризницы располагались строители. Для входа верующих в Воскресенскую церковь с южной стороны была устроена временная деревянная лестница. Часть пола перед началом богослужений была наскоро выложена кирпичом. В храме был сооружен временный деревянный иконостас из каркаса и фанеры.
Практически одновременно с Воскресенским храмом церковная община получила в пользование здание набережных палат. Поначалу в них была открыта трапезная и приходская библиотека. Со временем было закончено покрытие крыши и окраска ее в зеленый цвет, а над Никольским приделом появилась изящная луковичная главка, увенчанная святым крестом.
Ко дню празднования Пасхи 1993 г. верующим был передан нижний этаж Успенского собора — зимний (теплый) храм святых Апостолов Петра и Павла. Внутри этой церкви была проведена большая реставрация.
В 1993–1995 годах раскрыта частично сохранившаяся настенная живопись конца XIX века. Работы по снятию побелки и масляной краски осуществлялись под руководством художника-реставратора В.Л. Лагутина. Восстановление живописи осуществляли художники В.А. Мугрузин и А.М. Золотарев. Над иконостасом сохранились изображения святых Апостолов, а с противоположной стороны – ветхозаветных Пророков. В трапезной части восстановлены три настенные композиции, посвященные двунадесятым праздникам — Благовещению Пресвятой Богородицы, Рождеству Христову и Крещению (Богоявлению) Господню. На западной стене также находится роспись, изображающая момент встречи св. праведной Анны и Елизаветы. В притворе храма заново написаны композиции «Обращение Савла в Павла» и «Христос спасает утопающего Петра», а также образы святых Александра Невского и Даниила Московского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Петра (Полянского) митрополита Крутицкого и патриарха Тихона (Беллавина). На потолке трапезной части хорошо сохранилось изображение возносящегося на небо Господа нашего Иисуса Христа — копия аналогичного изображения из храма Христа Спасителя в Москве.
Резной иконостас храма, покрытый сусальным золотом, был выполнен артелью вятских мастеров. Иконы для местного ряда приобретены в антикварном магазине, а храмовой образ св. Апостолов Петра и Павла и св. мученицы Татианы написан художниками Мугрузиным и Золотаревым. Ими же выполнена роспись алтаря. В арке около иконостаса этими же художниками выполнены изображения св. Архангелов Михаила и Рафаила.
В наши дни свое продолжение и развитие нашли духовно-просветительские традиции древнего Крутицкого подворья. В 1991 г. была открыта библиотека, тогда же на подворье организовано издательство. К 2006 г. выпущено более 120 книг по истории Церкви, богословию, нотные сборники, детская и катехизическая литература. Находящееся на подворье Общество любителей церковной истории с 1998 г. издает свой журнал — «Церковно-исторический вестник». Издательская программа подворья получила высокую оценку в странах бывшего СССР и за его пределами — в Германии, Франции, США и Канаде, а также некоторых других странах. Следует отметить, что с самого начала своей деятельности издательство Крутицкого подворья отказалось от простого выпуска репринтом брошюр назидательного характера. За истекшие годы совместно с Обществом любителей церковной истории в серии «Материалы по истории Церкви» выпущено в свет 38 томов. Общий тираж книг, выпущенных издательством Крутицкого подворья, превысил 500 тысяч экземпляров.
Решением Архиерейского Собора 1997 г. было постановлено превратить Крутицкое подворье в образцовый молодежный центр Русской Православной Церкви. В 2000 г. ВПМД было преобразовано в Синодальный Отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви. Указом патриарха Алексия в ведение Отдела были переданы храмы подворья и его гражданские постройки. 1 февраля 2001 г. много потрудившийся на Крутицах протоиерей Валентин Чаплин был переведен к новому месту служения, а на его место был назначен священник Р. Зайцев, замещенный по почислении за штат в 2004 г. священником С. Шастиным.
Современная жизнь Крутицкого подворья теснейшим образом связана с деятельностью Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, созданного «для совершенствования миссии в молодежной среде». Основной задачей отдела является, прежде всего, вовлечение молодежи в церковное служение. Кроме того, на Отдел возложена организационная работа по реализации концепции православного молодежного служения Русской Церкви во всех епархиях, создание епархиальных Отделов по делам молодежи и координация их деятельности, организация информационно-издательской деятельности. В задачу Отдела также входит взаимодействие с общественными и государственными институтами, заинтересованными в воспитании детей и молодежи на основе православных духовно-нравственных ценностей, проведение Всецерковных съездов православной молодежи и иных общецерковных мероприятий.
В рамках работы молодежного Отдела под руководством Высокопреосвященнейшего Архиепископа Александра действовало «Братство православных следопытов». Ежегодно, на протяжении почти 15 лет, в день празднования памяти св. великомученика и Победоносца Георгия на Крутицком подворье проходят скаутские парады. Начиная с 2002 г. в дни города Москвы ежегодно проводится Фестиваль православной молодежи и студентов «Обретенное поколение».
В настоящее время на Крутицком подворье находятся редакции периодических изданий Отдела: журнала «Сретение», адресованного руководителям, работающим с детьми и молодежью; Вестника Отдела по делам молодежи Московского Патриархата, содержащего информацию об осуществлении православного молодежного служения Русской Церкви, и детский журнал «Следопыт». За время своего существования Отдел установил рабочие отношения с другими синодальными учреждениями и принимал активное участие в их мероприятиях.
21 сентября 2004 г., в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, Русской Православной Церкви была передана главная святыня Крутицкого подворья — верхний храм Успенского собора с приделом преподобного Сергия Радонежского. В этот же день по окончании Божественной Литургии в храме был совершен торжественный молебен, который возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр. Храм был переполнен молящимися, среди которых было много молодежи. Этот праздник стал духовным торжеством для всех прихожан Крутицкого подворья и для православных жителей нашей столицы.
В настоящее время в Успенском соборе ведутся работы по расчистке и частничной реставрации живописи. Проведен наружный ремонт некоторых гражданских сооружений подворья, в том числе здания Крутицких казарм.
женский сайт "просто мама", семейный клуб, женские увлечения, интересные рубрики для женщин, льготы для мам и детей